Алгоритмы изучения (самообразвоания, самообучения)

News

Использование личностью алгоритмов самообучения как фактор нравственности ее самообразования

Posted by: fjhsartyh Category: Статьи по алгоритмизации изучения

 В процессе нравственного самообучения личности важную роль играю эффективная организация процесса самообразования и организация контроля обучения.  Одними из способов повышения качества образования являются повышение качества запоминания личностью изучаемого материала без ущерба для качества развития человека.  Проанализировав ряд источников (И.Ф. Харламов, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн и др.) можно вывести и предложить следующий алгоритм изучения материала  Одним из наиболее нравственных способов потребления и переработки информации является чтение и работа с печатной и электронной информацией. Так как при чтении запоминается примерно меньшая часть информации, то можно предложить изучать интересующую область знаний посредством чтения.  Как было доказано психологами чем меньше объем воспринятой однородной информации тем легче ее запомнить (Эббингауз Г.). При изучении необходимо чередовать наиболее отдаленные по специфике и типу информации предметы (Харламов И.Ф). Следовательно, большей эффективности можно добиться по сравнению с обычным долговременным чтением конкретной литературы, чтением с чередованием разнородной литературы из интересующих областей знаний.  Подходы ко времени затрачиваемом за один заход с одним источником, могут быть следующие:    Время чтения одного источника можно предложить варьировать от 0,5 минуты до 15 минут. При этом длительность захода зависит от длины завершенного информационного блока (абзаца, параграфа, главы и др.). При этом информация из каждой области знаний будет потребляться завершенными «кусками».     Чтение источника в строго ограниченных временных рамках. Временные рамки зависят материала и удобства доступа к информации. По умолчанию можно предложить 3 минуты для печатного материала, 1 минута для электронного материала. При этом человеческий мозг будет вынужден в начале чтения припоминать, то что было прочитано ранее (начало предложения, абзаца, параграфа), что может привести к повышения качества запоминания материала. К тому же при внезапной остановке изучения и незавершенность приводит к повышению качества запоминания в связи со стрессом испытываемым по этому поводу человеком (Немов Р.С. и др.).   После окончания одного захода, человек переходит к работе со следующим источником и так далее.  При таком способе изучения материала для контроля скорости изучения и времени в сумме затраченного на изучение конкретной области знаний можно использовать средства самоконтроля. Такими средствами могут выступать бланки с нанесенной разметкой в виде клеточек, где клеточка обозначает единицу времени.  Значительно ускорить качество контроля могут программные средства, автоматизирующие все подсчеты, автоматически засекающие промежуток времени затраченный на изучение одного из источников подающие звуковой сигнал сигнализирующий о необходимости смены изучаемого материала.  При работе с печатными источниками (книгами) их можно предложить складывать стопочкой в раскрытом виде, при обучении каждая последующая книга берется внизу стопки, а уже обработанная кладется на верх стопки. При таком способе обучения человек может читать одновременно достаточно большое количество книг. Чтение такого количества источников, увеличивает временную протяженность обращения к конкретной книге, что приводит к улучшению качества запоминания, так как информация успевает уложиться и обработаться подсознанием (С.Л. Рубинштейн).  Работа с электронным материалом может значительно улучшить скорость работы в связи с быстрым переключением между источниками и возможностью охватить большее количество источников единовременно.  Использование данного алгоритма самообучения может значительно повысить качество запоминания изучаемого материала. Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович Использование личностью алгоритмов самообучения как фактор нравственности ее самообразования  (статья) Печатная Философия духовно-нравственной и гражданской самореализации личности в условиях региональной ментальности: Сборник статей IX Международной научно-практической конференции (Пенза, 2005 г.) – Пенза: ПГСХА, 2005. – С. 105-107.

Алгоритм ускоренного изучения учебного материала посредством использования компьютерных игр

Posted by: fjhsartyh Category: Статьи по алгоритмизации изучения

 При изучении, усвоение материала происходит следующим образом: сначала информация попадает в оператиную память, потом переходит в долговременную. Скорость перехода информации из оперативной мамяти в долговременную зависит от объема информации. Таким образом чем меньше объем информации тем быстрее он перейдет из кратковременной памяти в долговременную. При этом в момент перехода мозг должен быть не активным на этом участке мозга, то есть человек должен отвлечься от изучаемого материала и отдохнуть. Авторы книги суперобучение предлагают изучать английские слова посредством записей на магнитофон кратковременныеми прерываниями на несколько секунд для зарузки в мозг того или иного слова. Проанализировал эти способы изучения материала можно предложить следующий алгоритм изучения. В ходе экспериментальной деятельности удалось выяснить что использовать кратковременные промежутки для загрузки информации в должговременную память можно не только при изучении иностранных слов, но и любого друго учебного материала. При этом с учетом уровня развития мобильности конкретного человека промежутки времени для загрузки информации из кратковременной памяти в долговременную могут варьироваться от минимальных (меньше 10 секунд) до достаточно большых больше 5 минут. При этом в зависимости от уровня развития человека, его степени утомляемости и сложности изучаемого материала отношение времени изучения ко времени отдых (загрузки) могут варьироваться примерно от достаточно большого процента на изучение и до статочно маленького процента на загрузку до 50% времени на изучение и 50% времени на загрузку. Использование болшего чем 50% времнеи на загрузку информации, как выяснилось в ходе экспериментальной деятельнсоти, неэффективно, так как ведет к нерациональному использованию времни изучения материала и снижению объема изученного материала в единицу времени.  Харламов предлагает устраивать для этой цели «перемены» примерно 10-15 минут, во время которых предлагает играть в компьютерные игры (типа тетриса). В ходе экспериментальной деятелности выяснилось что кампьютерные игры подходят для использовании и во время кратковременных загрузок информации из кратковременной памяти в долговременную, так как эффективно могут отвлечь внимание человека от изучаемого материала, и тем самым перенести участки активности мозга (сосредоточение) на другие области мозга, что приведет к более качественной загрузки информации из кратковременной памяти в долговременную.  Так как целью компьютерных игр является отвлечение внимания, они должны отвечать следующим параметрам:  Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Page 1 of 9> >>