Алгоритм изучения учебного материала старшеклассниками посредством чтения большого числа источников параллельно

Алгоритм изучения учебного материала старшеклассниками посредством чтения большого числа источников параллельно (школа)

 

В процессе нравственного самообучения личности важную роль играю эффективная организация процесса самообразования и организация контроля обучения.

Одними из способов повышения качества образования являются повышение качества запоминания личностью изучаемого материала без ущерба для качества развития человека.

Проанализировав ряд источников (И.Ф. Харламов, Р.С.Немов, С.Л. Рубинштейн и др.) можно вывести и предложить следующий алгоритм изучения материала

Одним из наиболее нравственных способов потребления и переработки информации является чтение и работа с печатной и электронной информацией. Так как при чтении запоминается примерно меньшая часть информации, то можно предложить изучать интересующую область знаний посредством чтения.

Как было доказано психологами чем меньше объем воспринятой однородной информации тем легче ее запомнить (Эббингауз Г.). При изучении необходимо чередовать наиболее отдаленные по специфике и типу информации предметы (Харламов И.Ф). Следовательно,большей эффективности можно добиться по сравнению с обычным долговременным чтением конкретной литературы, чтением с чередованием разнородной литературы из интересующих областей знаний.

Подходы ко времени затрачиваемом за один заход с однимисточником, могут быть следующие:

  1. Время чтения одного источника можно предложить варьировать от 0,5 минуты до 15 минут. При этом длительность захода зависит от длины завершенного информационного блока (абзаца,параграфа, главы и др.). При этом информация из каждой области знаний будет потребляться завершенными «кусками».

  2. Чтение источника в строго ограниченных временных рамках. Временные рамки зависят материала и удобства доступа к информации. По умолчанию можно предложить 3 минуты для печатного материала, 1 минута для электронного материала. При этом человеческий мозг будет вынужден в начале чтения припоминать, то что было прочитано ранее (начало предложения, абзаца, параграфа), что может привести к повышения качества запоминания материала. К тому же при внезапной остановке изучения и незавершенность приводит к повышению качества запоминания в связи со стрессом испытываемым поэтому поводу человеком (Немов Р.С. и др.).

После окончания одного захода, человек переходит к работе со следующим источником и так далее.

При таком способе изучения материала для контроля скорости изучения и времени в сумме затраченного на изучение конкретной области знаний можно использовать средства самоконтроля.Такими средствами могут выступать бланки с нанесенной разметкой в виде клеточек, где клеточка обозначает единицу времени.

Значительно ускорить качество контроля могут программные средства, автоматизирующие все подсчеты, автоматически засекающие промежуток времени затраченный на изучение одного из источников подающие звуковой сигнал сигнализирующий о необходимости смены изучаемого материала.

При работе с печатными источниками (книгами) их можно предложить складывать стопочкой в раскрытом виде, при обучении каждая последующая книга берется внизу стопки, а уже обработанная кладется на верх стопки. При таком способе обучения человек может читать одновременно достаточно большое количество книг. Чтение такого количества источников, увеличивает временную протяженность обращения к конкретной книге, что приводит к улучшению качества запоминания,так как информация успевает уложиться и обработаться подсознанием (С.Л. Рубинштейн).

Работа с электронным материалом может значительно улучшить скорость работы в связи с быстрым переключением между источниками и возможностью охватить большее количество источников единовременно.

Использование данного алгоритма самообучения можетзначительно повысить качество запоминания изучаемого материала.

1

И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год стр.274.

2

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб:Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия«Мастера психологии»).

3Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.

4Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.274.

5Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.276.

6Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

7Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

8Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.153.

9Психология и педагогика. А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С,И.РозумС-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2000. стр 90.

10Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

11Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

12Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.105.

13Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитиипамяти. Тони Бьюзен ПОПУРИ Минск 2003. Стр.90.

14Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.104.

15Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.152.

16Педагогика. И.П.Подласый Москва ВЛАДИС 2000. стр.451.

17Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.160.

18С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва,Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. стр.284.

19Алан Бэддели «Ваша Память. Руководство по трунеровке иразвитию» ЭКСМО-ПРЕСС 2001. стр80.

20«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.102.

21«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

22Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003. стр.90.

23И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр.278-279

24Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.239.

25Э.В.Минько, А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение» » Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж,Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР2003. стр.118.

26«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

27«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр180.

28И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.280.

29Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.238-239.

30Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 .стр.240.

31И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр278.

32«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.65.

33Р.С. Немов Психология. – М.: ВЛАДИС, 2001.

34В.Г. Крысько Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.:Харвест, М.: АСТ, 2000.- 384с. – (Библиотека практическойпсихологии). 235 с.

35Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. Стр. 451.

36Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. С. 446.

37С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

38Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. –СПб.: Питер, 2003.- 128с.: ил. С. 29.

39Андрианов В.И. Десятипальцевый метод печати на компьютере. –СПб.: Питер. 2004. – 64с.: ил.

40Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. С. 254.

41Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

42Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 226.

43Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

44Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

45Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

46Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

47Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 263.

48Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб.И доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с. стр. 278.

49Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

50Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

51Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

52Ахмедов Т.И. Гипноз. Новейший справочник. – М.: Изд-во Эксмо,2005. – 608 с. стр. 220.

53Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство«Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастерапсихологии»).

54Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

55С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

56Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

57Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

58Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

59Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

60Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

61Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

62Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

63Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ 2002. стр.222.

 


Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович (ранняя научная статья, до получения окончательного профессионального образования)