Использование единовременного выполнения различных видов деятельности и коротких временных промежутков в качестве временного промежутка в процессе чередования различных видов самообразования, разностороннего саморазвития и работы

Необходимость разностороннего саморазвития и ограниченность временных ресурсов определяют актуальность объединения видов деятельности. При этом рациональным требованием к такой деятельности может быть требование, чтобы суммарный результат в единицу времени не был ниже результата деятельности по отдельности за тот же промежуток времени. То есть качество различных видов деятельности в результате объединения не должно падать значительно.

Определенное влияние на эффективность саморазвития и самообразование может оказывать физическое положение тела. В ходе исследований удалось выяснить, что достаточно удобным для саморазвития и самообразования может являться положение лежа на спине: «Наиболее удобно заниматься лежа на спине, руки при этом слегка согнуты в локтях, лежат ладонями вниз вдоль туловища, а ступни раздвинуты на 20—30 сантиметров. Второе положение — сидя в мягком кресле с подголовником и под­локотниками, на которые занимающийся кладет расслабленные руки» [5, c. 426].

Такое положение позволяет телу быть достаточно расслабленным, что может способствовать достаточной эффективности саморазвития и самообразования: «Наилучшее состояние для обучения – тело расслаблено, разум возбужден» [3, c. 289]; «Чувственный образ – это активный инструмент влияния на психическое состояние и здоровье человека» [2, c. 100] … «Следует иметь в виду, что в состоянии мышечной расслабленности действенность чувственных образов значительно повышается» [2, c. 100].

В ходе исследований было разработано лежачее компьютизированное рабочее место, позволяющее повысить эффективность саморазвития и самообразования человека. Такое рабочее место представляет из себя матрас, лежащий на полу, над верхней частью которого установлены мониторы, визуальной частью вниз, на расстоянии наиболее благоприятном для восприятия, клавиатура в таком рабочем месте лежит на ногах пользователя, а компьютерная мышь лежит справа. Сам человек в процессе работы находится в горизонтальном положении лицом вверх, лежа на спине. Более удобным может быть использование разделенной клавиатуры, половины которых лежат соответственно слева и справа, однако, такие сложно найти в продаже.

Физические упражнения могут способствовать повышению эффективности саморазвития и самообразования: «физическое воспитание является основой для развития личности вообще» [8, c. 396]. Достаточно ценным видом физических упражнений является гимнастика: «С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций» [6, c. 296-297]. Кратковременная оптимизация выражается во временном повышении психической активности: «Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Вот почему многие ученые (Л.Н. Толстой, И.П. Павлов и др.) стремились сочетать умственные занятия с физическими упражнениями, а некоторые активно занимались и занимаются спортом. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться» [8, c. 396-397]; «Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы» [8, c. 396].

Требование совмещение видов деятельности, можно соблюсти если разместить в нижней части «лежачего автоматизированного рабочего места» велотренажер (или лучше велоэргометр). Особенностью физической активности с использованием велотренажера, тренинг на котором осуществляется из положения лежа является неподвижность верхней части тела занимающегося, что позволяет пользователю одновременно проводить тренинг на велотренажере и заниматься любой другой деятельностью за компьютером.

Тренинг на велотренажере в лежачем положении может быть наиболее оптимальным, так как может позволить избежать застойных явлений в тазу и может позволить избежать образование пролежней и отеков при длительной неподвижной работе.

В тех случаях когда требуется глубокое сосредоточение велотренинг можно приостанавливать, с последующим возобновлением.

Кроме того в процессе деятельности возможны ситуации, когда по тем или иным причинам деятельность приостанавливается на короткие промежутки времени (1-20 секунд). Такие промежутки времени можно использовать в с целью самообразования, если в качестве фона тихо будут воспроизводиться записи обучающие иностранному языку. Качество такой формы обучения может быть спорным, однако в противном случае подобные короткие промежутки времени могли быть просто потеряны для самообразования. Аудио запись может воспроизводиться постоянно, и в процессе работы сливаться с фоном. Очевидно, нельзя задействовать эти промежутки времени для некоторых других целей, например прослушивания аудиокниг, так как в связи со спецификой использования на эти материалы может накладываться требование отсутствия «негативных внушений», которые могут присутствовать в любом тексте, кроме того за короткие промежутки времени невозможно успеть воспринять достаточный объем связанной информации, однако можно успеть воспринять короткую информационную единицу (например слово – перевод, 1-5 секунд).

Более длительные вынужденные приостановки деятельности (20с-5м), либо проведение работ не требующих глубокого сосредоточения, можно задействовать для саморазвития и самообразования, если иметь на рабочем столе постоянно открытую обучающую аудио или видео запись, которую можно запускать в эти промежутки времени одним щелчком мыши.

Наиболее оптимальным промежутком времени в течении которого человек может эффективно держать внимание может является промежуток в 15 минут. Смена различных видов деятельности может способствовать качественному запоминанию.

Можно предложить следующую градацию различных видов деятельности человека:

1. Спорт, физическая культура, физическая нагрузка.

2. Выполнение мелких повседневных дел.

3. Запоминание материала логически не связанного между собой (требующего механического запоминания): например, изучение иностранных слов.

4. Удовлетворение физиологических потребностей организма.

5. Различные виды деятельности приносящие доход.

6. Самообразование.

7. Творчество.

8. Саморазвитие.

Каждый из этих видов деятельности может задействовать различные области мозга и группы мышц человека, следовательно при последовательной смене видов деятельности возможен отдых отдельных отделов мозга и групп мышц тела человека, следовательно возможно уменьшение нарастающего общего утомления (которое может привести к снижению эффективности деятельности).

В зависимости от потребностей человека, и его физических возможностей, необходимого объема того или иного вида деятельности, можно предположить составлять план в котором отражается необходимое количество промежутков времени того или иного вида деятельности. Виды деятельности можно рекомендовать чередовать последовательно по принципу максимального различия. Базовым промежутком времени можно предположить 15 минут, в случае необходимости, в связи со спецификой выполнения задачи или не наступления утомления, можно единовременно увеличивать продолжительность этого промежутка. Подобные короткие циклические занятия могут позволить качественно и планомерно выполнять достаточно сложные и утомительные виды работ. Такому алгоритму деятельности можно дать название «алгоритм коротких циклов».

При этом можно рекомендовать сначала давать физическую нагрузку, потом в качестве заминки «суетное» дело, требующего активности сознания (саморазвитие, творчество, работа), потом загрузка информации в мозг (самообразование), потом опять физическая нагрузка, которая может способствовать отдыху отдельным отделам мозга отвечающим за восприятие изучаемого материала.

В процессе жизнедеятельности человека возможны промежутки времени, которые заняты организационной деятельностью (например дорога на работу, езда в машине, приготовление пищи и т.д.), подобные промежутки времени можно рекомендовать занимать в зависимости от необходимой концентрации и сосредоточения просмотром или прослушиванием развивающих или образовательных видео или аудио записей.

Удобным может быть наличие аудиоплеера, встроенного в наушники, позволяющего постоянно воспринимать аудио образовательные программы и останавливать их при смене видов деятельности.

Организму человека могут быть необходимы определенные виды физической нагрузки. Физическую нагрузку можно получать в процессе выполнения упражнений.

Физические упражнения можно предложить проводить в виде небольших временных отвлечений во время познавательной деятельности: «Гиподинамия – малоподвижность – самая тревожная болезнь века. Вот почему важно поощрять и стимулировать нашу молодежь к туризму, спорту, физкультуре. Они должны знать, что на их домашнюю самостоятельную работу ежедневно отводится 3-4 ч, причем необходимы пятиминутные перерывы через 45 мин занятий» [1, c. 195-196].

В качестве примера физической активности могут выступать некоторые боевые искусства. Такая форма гимнастики как упражнения из боевых искусств во время спортивных отвлечений во время самостоятельного занятия может способствовать повышению эффективности самообразования и саморазвития: «Проводя занятия по системе тай, которая является основой всех боевых искусств (Филипс получил черный пояс пятого уровня по каратэ-шотокан), вы улучшаете балансировку и повышаете силовые возможности вашего тела: упражнения помогают успокоиться, сконцентрироваться, развивают способности мозга, включая способность к воображению» [3, c. 84]; «Непременным условием формирования опыта саморегуляции является спортивная деятельность юношей и девушек» [7, c. 118].

В процессе удовлетворения потребностей организма (потребление пищи) можно также рекомендовать воспринимать обучающий материал, например в виде видеофильмов или лекций.

Подобная организация жизнедеятельности человека может значительно повысить эффективность саморазвития, самообразования, самочувствия и работоспособности человека.

Литература:

1.    Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. – Ростов Н/Д: Феникс, 2000. – 416 с.

2.    Общая психология : курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е.И. Рогов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 448 с.

3.    Острандер, Ш. Суперобучение 2000 / Ш. Острандер, Л. Шре-дер, Н. Острандер ; пер. с англ. Л.И. Катковская ; худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2002. – 528 с. – (Живите с умом). .

4.    Подласый, И.П. Педагогика: новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. / И.П. Подласый. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 576 с. : ил.  

5.    Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / E.И. Рогов. – М. : изд-во Владос-пресс, 2001. – 480 с : ил.

6.    Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с. 

7.    Сохранов, В.В. Формирование у учащейся молодежи опыта саморегуляции поведения / В.В. Сохранов, А.П. Шумилин, Н.Н. Коньков; под ред. В.В. Сохранова. – Пенза, 1991. – 120 с.      

8.    Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1997. – 512 с.  

 

Автор: магистр психологии, к.п.н. Румянцев С.А. (Сергей Александрович)