Особенности преподавания информатики, программирования и разработки информационных ресурсов в условиях ускорения эволюции информации и информационных технологий

Особенности преподавания информатики, программирования и разработки информационных ресурсов в условиях ускорения эволюции информации и информационных технологий
Пензенский филиал Российского Государственного Университета Инновационных Технологий и Предпринимательства

 


В современной системе высшего профессионального образования достаточно много внимания уделяется подготовке специалистов в области информатики и программирования, однако, можно наблюдать некоторое противоречие между объемами материалов, направлениями, качеством подготовки специалистов и требованиями к специалистам на рынке труда.

Одним из показателей востребованности готовности специалистов информатиков на том или ином языке программирования, с использованием тех или иных технологий, могут быть данные с сайтов трудоустройства.

Все большую востребованность приобретают информационные ресурсы для поиска работы и выполнения дистанционных заказов (фриланс). Сайты для поиска работы: http://www.superjob.ru, http://hh.ru, http://rabota.mail.ru, http://www.rabota.ru, 

http://www.zarplata.ru, http://ru.indeed.com, http://www.job.ru, http://jooble.ru, http://www.avito.ru.

Фрилансерские сайты: htps://www.weblancer.net, htps://www.fl.ru, htps://freelance.ru, http://www.free-lancers.net.

Анализ рынка труда, как области наиболее чутко и практикоориентированно реагирующего на изменения в области разработки и использования информационных технологий в порядке убывания востребованности (указания в требованиях к квалификации разработкчикам), которыми необходимо владеть работнику, чтобы вести разработку и управлять группами разработчиков в процессе создания компьютерных технологий: web, sql, jscript, javascript, 1c, продвижение сайтов, xhtml, html, дизайн, тестирование по, java, си++, ss, аналитика, php, ооп, информационный, онсалтинг, framework, security, linux, 1c предприятие, c#, ms sql, ms, ql server, оracle, mssql, mysql, нтерфейс, photoshop, web мастеринг, информационный менеджмент, jquery, etc, реклама, windows, xml, net, бухгалтерский учёт, git, inform, субд, illustrator, sql server, objecticon, паттерны проектирования, 1c бухгалтерия, ajax, операционные системы, python, unix, llc, corel draw, android, api, pl-sql, t-sql, tcp, проектирование программ, adobe illustrator, svn, asp.net, pl-sql, mvc, web services, оптимизация сайта, многопоточное программирование, http, html5, ios, crm, ip, cms, sap, управление сайтом, power point, втоматизация проектирования, bitrix, agile, Delphi, системы автоматизации проектирования, spring, системы, нформационной безопасности, tcp, postgre-sql, eo оптимизация, object c, верстальщик html, scrum, базы данных, системы управления базами данных, css3, perl, 1с-битрикс, apache, can, access, windows server, локальные сети, j2ee, join, разработка игр, hibernate, soap, wcf, soap, 3ds, ax, xslt, ruby, jira, rest, с, managed c++, web-дизайн, erp-системы, com, верстальщик, uml, code review, objective-c, программирование мобильных телефонов, wpf, yii, ibm, sharepoint, osql, maven, stl, transactions, mercury, nginx, jdbc, ip-телефония, mercurial, jdbc, mac, win, unit-тестирование, bash, django, shell, tdd, util, servlets, visio, tomcat, websphere, web-сервер, arm, jsp, zend, mongodb, boost, cms, с-битрикс, qt, системы электронного докумаентооборота, joomla, opengl, visual basic, cms 1с-битрикс, ftp, компилятор, ms crm, redis, iis, assembler, phone, tfs, gui, ide, оптимальные системы, etl, cvs, драйвер, vba, etl, android sdk, gwt, matlab, subversion, rails, debian, olap, ms word, компьютерные сети, микроконтроллеры, wi-fi, exeptions, вычислительные сети, workflow, ibm websphere, gcc, smtp, microsoft visual studio, ethernet, erp-систем, silverlight, drupal, factor, case средства, abap, dns, защита информации, joomla, gdb, osi, usb, электронные библиотеки, scheme, axapta, illustrator, devexpress, dom, экспертные системы, visual c++, mac os, db\2, esb, vpn, фотография, udp, mac, action, cript, clean, безопасность сайтов, gsm, sockets, sip, firebird, cms drupal, direct d, rtp, sip, ms office, rdp, freebsd, scala, ipsec, ftp, ftp, jass, navision, wi-fi, asp, flex, технические средства обеспечения информационных процессов, ethernet, вирусы, in32, dhcp, rup, unity3d, ssl, pop3, coffeescript, atl, web-дизайн, pascal, mfc, математическое моделирование, криптография, bluetooth, app store, ospf, sybase, программное, беспечение вычислительных сетей, solaris, rs-232, эффективность информационного обслуживания, sip, batch, corel draw, ibm db2, регулярные выражения, sqlite, smtp, smtp, ole, lua, kohana, adobe illustrator, dos, flash, браузеры, математический анализ, visual basic script, team foundation server, автоматизированные, системы управления технологическими процессами, perl 6, nunit, erlang, cocoa, firewall, android ndk, pki, sencha, directx, gnu, modbus, macbasic, groovy, fastreport, cms, ordpress, ado, rpc, symphony, графический дизайн, pci, ipv6, xmpp, snmp, posix, устройства подготовки данных, cms modx, clnp, awk, awk, 3d studio max, indesign, pptp, теория информации, rdp, maya, spx, spx, wwf, xaml, snmp, sctp, vss, msf, ipx, ipsec, dual, pop, osi, mmorpg, rational rose, udp, sdl, c++11, arc, численные методы, resharper, eaps, sax, ms team, oundation server, smpp, pawn, gnu c++, сuda, activex, cudp, visual basic for applications, outlook, imap, dcom, rs-485, vcl, rs-485, object pascal, iswim, io, couchdb, odi, adsp, геоинформационные системы, bash shell script, trigger, теория сигналов, статистика, sdp, l2tp, innodb, cms netcat, clojure, can, электронные деньги, вычислительные, стройства и системы, теория надежности, ids, раскрутка сайтов, lisp, виртуальные машины, parser, odbc, mpls, interbase, toolchain, средства хранения информации, wtl, vbs, ansi sql, perl data language, microsoft, isual c++, ieee 802, hp ux, asp, zf, mstest, pop3, msbuild, mpls, ipv6, ipv4, 802.11, gsm, cgi, процессоры, telnet, ppp, ndis, exel, mathcad, curl, mi.cms, rip, sparx enterprise architect, sup, pap, nant, ml, haskell, foxpro, dsl, cms insales, caml, atm, sonet, теория кодирования, telnet, sun solaris, rtcp, intel c++ compiler, gstreamer, ecmascript, dreamweaver, direct3d, cat, abap/4, requisite pro, кросс-hазработка, simd, rj-45, pppoe, ospf, oscar, open64 c++ compiler, myisam, powerpoint, isdn, il, c++ builder, eia, clnp, clang, atm, ospf, econet, winrt api, хакер, rtp, prolog, itu-t, frm, pkcs, beta, zip, slip, econet, smpp, scp, qml, pptp, oci, openmax, netbios, modbus, less (язык стилей), isdn, ica, icon, haxe, global arrays, etoys, dsl, cyclone, curry, capi, cms hostcms, instant cms, c sharp, boo, autoit, apl, ampl, joy, fantom, mvcc, sdp, atp, rip, url, julia, x.25, turbo c++, scp, rs-485, rs-232, pppoe, ppp, pnuts, p sharp, ocaml, ncp, odi, ndis, ms-dos, kotlin, korn shell, 802.11, ieee 802, frame, elay, embarcadero c++ builder, cobra, arinc 818, agda, abc, 1-wire, adsp, comeau c/c++.

В списке возможны повторы, это связано с традиционными различиями в названии одной и той же технологии с сокращениями и без, а также осуществлением поиска с разными вакансиями разработчик, программист, It-специалист, системный администратор, оператор ПК. Количество анкет работодателей для разработчиков в которых указана компетенция из списка варьируется от 3300 анкет для компетенции вверху списка до 1 в нижней части списка, равномерно уменьшаясь к низу. Следовательно целесообразным возможно обучение этим технологиям исходя из их востребованности, посвящая один или нескольких курсов или дисциплин технологиям из начала списка, и однократного освещения на лекциях, выполнения рефератов для технологий из конца списка, то есть по убыванию временных аудиторных затрат от начала к концу списка.

В тех случаях когда преподавание строится без оглядки на рынок труда, то может получится так, что в связи с быстрым устареванием знаний в области компьютерных технологий, такая форма обучения будет не только не помогать специалисту становиться более востребованным на рынке труда, но и вредить, отнимая у обучающихся время от возможного профессионального самообразования на изучение или избыточное штудирование невостребованных или недостаточно востребованных технологий.

Таким образом, требуется твердое знание наиболее вострелованных технологий и языков программирование и ознакомление с языками и технологиями присутствующими на рынке. За годы профессиональной подготовки можно порекомендовать в составе различных дисциплин охватить все приведенные технологии с временными затратами пропорциональными частоте встречаемости технологий в заявках работодателей. Практически любая дисциплина, преподаваемая в системе профессионального образования в практической своей части и части лекционных занятий может быть использована в соотвествии со смысловым содержанием для преподавания востребованных технологий, если не подходить к выбору содержания дисциплины слишком формально и не заставлять студентов изучать и «зубрить» умозаключения, которые им не пригодятся в профессиональной деятельности.

При этом преподаватель должен понимать свою моральную отвественность перед государством за необходимость преподавания именно востребованных и актуальных технологий, в противным случае деятельность такого преподавателя может фактически являться «вредительством» достаточно ощутимого маштаба (с учетом большого количества студентов отчитывающихся перед таким преподавателем).

При этом некоторые технологии, языки, библиотеки и т.д. необходимо знать на уровне узнавания и умения работать с технической документацией, а другие требуют глубокого усвоения. Специфику и глубину изучения той или иной компетенции можно порекомендовать определять также на основании требований рынка труда, а не, как принято во многих учебных заведениях и кафедрах, заучивания невостребованной фактологии.

Теоретическое изучение материала можно порекомендовать чередовать с практическим применением, однако практической работы для полного овладения средством программирования надо много и не всегда возможно на практике овладеть всеми изучаемыми технологиями. Таким образом, ввиду ограниченности времени, можно порекомендовать изучать технологии в основном обзорно теоретически, а использовать технологии стараться в процессе профессиональной деятельности.

Таким образом основной упор можно порекомендовать на приобретение обучающимися знаний на уровне узнавания и умения находить информацию, работать со справочником, а также практическим приобретением умений в процессе непосредственной деятельности под руководством преподавателя.

Описанный подход как правило используется в процессе преподавания платных курсов, когда обучающиеся могут требовать с преподавателя практикоориентированных знаний. Преподавание же в системе профессионального образования в процессе получения среднего профессионального и высшего образования частенько заключается в выдаче, фактически технического задания и последующей «приемки» конечного продукта, что ввиду выше изложенных рассуждений крайне недопустимо, так как подобный труд может быть не целесообразным и может приводить к получению навыков, которые могут быстро потерять актуальность и не стоить затраченных усилий. И тем более недопустимо преподавание устаревших и невостребованных технологий и языков программирования (с временными затратами превышающими в пропорции: общее учебное время и их присутствие в требованиях к специалистам на рынке труда).

Практически каждый год выходят новые версии известных сред программирования, каждый месяц выходят обновления программных продуктов используемых при производстве программного обеспечения, одни языки и технологии выходят на первый план, другие исчезают либо становятся менее используемыми, таким образом, материал преподаваемый студентам должен обновляться, модернизироваться или коренным образом перерабатываться каждый семестр. Инертность же системы высшего образования в области подготовки специалистов в области информатики и программирования, может быть вызвана быстрым снижением актуальности преподаваемого материала, который тем не менее приходится оформлять в соответствии с требованиями к организации труда в системе высшего образования, что может приводить либо к преподаванию устаревшего материала либо к снижению качества документирования преподаемого курса.

Другой проблемой подготовки специалистов может быть такая ситуация при которой, даже если студенты получают актуальный материал на первом курсе, к пятому курсу он успевает безнадежно устареть. Таким образом, на первый план может выйти помимо актуальности преподаваемого материала, эффективная организация самообразования специалистов, которая должна проводиться с первого курса подготовки и в процессе всей профессиональной деятельности без перерывов.

Специалист в области программирования, работающий по профессии на конкретном предприятии, как правило, использует один язык программирования, ограниченный набор программного обеспечения, не всегда достаточно распространенный на рынке труда. Кроме того основной используемый язык программирования может устареть или выйти из использования, за годы работы специалиста на одном месте. Таким образом специалист работающий по профессии, по которой проходил подготовку, на конкретном рабочем месте может терять общую квалификацию, превращться в специалиста в ограниченной области редко используемой или устаревшей технологией. Многие же работодатели, не считают нужным выделять время специалисту в рабочее время на повышение квалификации и актуализации знаний. Следовательно, даже практику, необходимо постоянно осуществлять самообразование в области программирования. Однако различные языки программирования, среды производства программного обеспечения и технологии не одинаково распространены на производстве на различных предприятиях.

Например объектно ориентированное программирование на С++, можно порекомендовать считать базовым для усвоения всех остальных технологий и языков, так как большинство языков программирования являются объектно ориентированными и созданы на основе С++ путем его упрощения.

Таким образом задачей подготовки разработчиков можно считать ознакомление обучающихся со всеми технологиями, и глубокое овладение на уровне навыков технологиями, наиболее востребованными на рынке труда.

Однако специалисту можно порекомендовать помимо общих знаний по всем востребованным технологиям, для более эффективного трудоустройства выбрать для себя один наиболее актуальный или подходящих по интересам конкретному студенту для более глубокого изучения и использования. Упор на этот "коронный" язык программирования студентам можно порекомендовать делать при самоподготовке, написании курсовой и дипломной работы.

Однако и при такой организации работы студентам может быть недостаточно полученных знаний для того чтобы составить конкуренцию уже работающим специалистам, коррекции такой ситуации может помочь эффективно организованное самообразование.

Большое количество технологий и также различная и сложность может накладывать особые требования к подготовке. Можно порекомендовать, регулярно и последовательно, растянуто во времени проводить подготовку по каждому из требований работодателей к соискателям. Используя при этом один наиболее актуальный из доступных материал один за другим (книгу, видеокурс) по выделенному направлению.

Можно порекомендовать также регулярно проводить исследование рынка труда и вносить коррективы в последовательность и объем самоподготовки по тому или иному направлению. При этом необходимой может быть рекомендация использовать достаточно большое количество времени (например, половину от времени, затрачиваемого на самообразование в области информатики) на изучение конкретного выбранного приоритетного языка программирования и технологий используемых при производстве с использованием этого языка программирования.

Такая организация деятельности может позволить обладать достаточным количеством знаний в узкой области и достаточной гибкостью подготовки специалиста, что может позволить ему быстро переориентироваться на другие технологии в случае смены места работы или устаревания используемых технологий.

Ввиду того, что помимо предоставления теоретического материала в области информатики и программирования может быть необходима демонстрация использования изучаемых элементов программирования с использованием конкретных технологий, можно предложить давать предпочтение в процессе преподавания использованию видео лекций с демонстрацией разработки и использования средств производства.

Также для приобретения необходимого кругозора, необходимо использование справочной литературы по выбранным направлениям. В связи с тем что производством подобной литературы занимаются, как правило, специалисты, хорошо владеющие представляемой технологией и владеющие особым терминологическим аппаратом и особой подготовкой, что делает литературу ими производимую, трудно воспринимаемой. Может быть так, что будущий специалист изучающий книгу по конкретному языку программирования понимает все, что написано вначале книги, а концу изучения книги перестает понимать предоставляемый материал. Для сглаживания этой ситуации и достижения необходимой широты подготовки можно порекомендовать специалисту изучать последовательно книги или видеоконтент, по конкретной технологии начиная с материалов меньшего объема, с увеличением объема на каждом следующем этапе самообразования. Таким образом, может достигаться необходимое повторение уже изученного наиболее актуального материала, прикрытие пробелов знаний, расширение объема приобретаемой подготовки.

Такой подход к подготовке обучающихся может способствовать повышению качества среднего и высшего образования в области информатики, программирования и информационных технологий.

Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович


Особенности преподавания информатики, программирования и разработки информационных ресурсов в условиях ускорения эволюции информации и информационных технологий Сборник: Молодежь. Наука. Инновации (Youth.Science.Innovation): Труды IX международной научно-практической интернет-конференции / Под ред. Г.Л. Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова – ПензаЖ Издательство Пензенского филиала ФГБОУ ВПО РГУИТП, 2014. – 366 с. С. 346-351.