Особенности организации процесса повторения изученного учебного материала

Особенностиорганизации процесса повторения изученного учебного материала(школа)

 

Одной из проблем школ резкое снижение уровня знаний после окончания обучения, сдачи экзаменов. В соответствии с кривой забывания по Эббингаузу18 в течение первых 144 часов после изучения материала забывается более 75% выученной информации.

Решением данной проблемы является:

1) Распределение заучивание материала на длительные сроки. «Равномерное распределение заучивания в течение двух дней приводит к более эффективному заучиванию, чем зазубривание почти всего материала во второй день»19.При отсутствии жесткого контроля над старшеклассниками может потеряться равномерное заучивание материала в течение всего курса.

2) Обеспечение своевременного повторения. «Один из важнейших способов закрепления информации - повторение »20.Но в целях экономии времени повторение следует проводить правильно. Предлагаются следующие схемы повторений:

1) «

повторение

время

первое

сразупосле прочтения

второе

 

через20м после прошлого повторения

третье

через8 часов

четвертое

черезсутки ( лучше перед сном).

 

»21.

2). «

повтор

время

1

10минут

2

24часа

3

1неделя

4

1месяц

5

6месяцев

 

»22.

3). «Домашнее заданиенеобходимо выполнять в день их получения…Большая часть работыпо усвоению и закреплению материала должна проводится в день еговосприятия..»23.

4). «Новое повторениеспособствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше»24.

5). «Вероятность запоминаниячего-либо зависит от того , сколько раз данное событие вспоминается«прокручивается» в памяти. Припоминание событияспособствует его повторению и снижает темп забывания. …

. не повторяющиеся эпизоды показывали выраженноезабывание в течение четырех лет (забывалось 65 процентов материала).Даже однократной проверки было достаточно, чтобы снизить забывание, вто время как эпизоды, проверенные четыре и более раз, помазываливероятность забывания в течение четырех лет всего лишь порядка 12процентов, что могло служить дополнительным свидетельством эффективности постоянного напоминания для сохранения воспоминания»25.

Последние три высказывания особенно подчеркиваютважность регулярных повторений для сохранения информации на оченьдлительные сроки.

Рациональность этих схем объясняется учеными тем, чтоповторить материал вовремя гораздо быстрее, чем выучить его зановопосле забывания.

Можно предположить объяснение эффективности этой схемыповторений. Из графика Эббенгауза видно что в именно в первые дниидет основное забывание материала, затем забывание значительнозамедляется. При очередном повторении мы должны полностью пройти весьматериал. Тот процент, который мы помнили на этот момент, уже хранится в долговременной памяти, к нему мы добавили количествопроцентов материала равное 100% минус процент который мы помнили намомент повторения; большая часть примерно 75% вновь внесенногоматериала вскоре снова забудется а 25% вновь внесенного материалапрочно засядет в долговременной памяти. Таким образом, после 7повторений распределенных в течение полугода мы прочно запомним наочень длительный период времени (почти на всю жизнь) почти 100%повторяемого материала.

Используя график Эббинагауза можно для иллюстрациинарисовать следующий график:

 

Здесь нарисованы несколько графиков Эббингауза. Каждыйпоследующий график как бы накладывается на предыдущий (для каждогопоследующего графика осью абсцисс будет являться предыдущая линияЭббингауза).

Такая схема хороша тем, что дает гарантированное знаниена долгие годы.

Организация повторения непроста в применении тем, чтонеобходимо следить за своевременностью повторения каждого вопроса покаждому предмету.

Известно, что при длительной работе наступает утомлениеи отвлечение внимания. К тому же, восприятие больших кусковинформации подряд, труднее, чем более маленьких. «Для взрослыхцелесообразны перерывы на 10-15 минут каждые 40-50 минут»26.«Отвлечение внимания, утомление, необходимость переключениянаступают через 15-20 минут»27.«Скрытое затвердевание знаний происходит в течение 10-20минут»28.Исходя из этих высказываний, можно сделать вывод, что одно занятие недолжно превышать 15-50минут.

Для выполнения первого повторения, сразу после усвоенияматериала, можно предложить следующий алгоритм смообразования:

1) Изучение материала в течении 15-45 минут взависимости от сложности и законченности материала.

2) После чего производиться повторение материала.

Таким образом, будет осуществляться первое необходимоеповторение материала. Если же материал слишком сложен для усвоения втечение одного занятия и требует учета явления реминисценции ипредварительных повторений перед полным заучиванием, то необходимо,за несколько дней до изучения выделить время в размере непревышающем в сумме по времени основного занятия (это следует извысказывания «Предварительное повторение материала, которыйподлежит заучиванию ( повторение без заучивания), экономит время наего усвоение в том случае, если число таких предварительныхповторений не превышает их количества, необходимого для полногозаучивания материала наизусть»29).

Такой подход позволяет не только добиться обязательногопервого повторения материала, но добиться такого принципа как«установка на запоминание» («запоминание лучшепроисходит в том случае, если человек ставит перед собойсоответствующую мнемическую задачу»30.«обязательно нужно создавать психологический настрой на …прочное усвоение изучаемого материала»31).То есть мы добиваемся выполнения «Закона готовности кзапоминанию». «Установка на запоминание, как правило,значительно улучшает работу памяти»32.А так как проверка знаний будет проводится «здесь и сейчас»,то есть сразу после осмысления, то можно рассчитывать на максимальнуюотдачу учащихся, конечно при должной мотивации, то есть зависимостиуспешности учащихся от их оценок за контрольные.

После изучения необходимо сделать перерыв 10 -20 минут,после которого снова будет проведено повторения, и выделяется времядля прочтения материала. В такие перемены с целью избежания того чтоучащиеся будут думать об изучаемом материале необходимо занятьсячем-то: прием пищи, выполнение физических упражнений, и так далее.

В этом случае мы обеспечим второе повторение. Далеевосьмичасовое, суточное, недельное, повторение проводится аналогичновторой контрольной работе.

Для достижения наибольшего эффекта можно проводитьзанятия не подряд, а разбросать на весь день, с большими перерывамина самостоятельное время, развлечения.

 

1

И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год стр.274.

2

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб:Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия«Мастера психологии»).

3Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.

4Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.274.

5Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.276.

6Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

7Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

8Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.153.

9Психология и педагогика. А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С,И.РозумС-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2000. стр 90.

10Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

11Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

12Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.105.

13Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитиипамяти. Тони Бьюзен ПОПУРИ Минск 2003. Стр.90.

14Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.104.

15Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.152.

16Педагогика. И.П.Подласый Москва ВЛАДИС 2000. стр.451.

17Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.160.

18С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва,Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. стр.284.

19Алан Бэддели «Ваша Память. Руководство по трунеровке иразвитию» ЭКСМО-ПРЕСС 2001. стр80.

20«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.102.

21«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

22Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезныхуспехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003. стр.90.

23И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр.278-279

24Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.239.

25Э.В.Минько, А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение» » Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж,Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР2003. стр.118.

26«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

27«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр180.

28И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.280.

29Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.238-239.

30Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 .стр.240.

31И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр278.

32«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.65.

33Р.С. Немов Психология. – М.: ВЛАДИС, 2001.

34В.Г. Крысько Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.:Харвест, М.: АСТ, 2000.- 384с. – (Библиотека практическойпсихологии). 235 с.

35Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. Стр. 451.

36Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. С. 446.

37С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

38Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. –СПб.: Питер, 2003.- 128с.: ил. С. 29.

39Андрианов В.И. Десятипальцевый метод печати на компьютере. –СПб.: Питер. 2004. – 64с.: ил.

40Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. С. 254.

41Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

42Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 226.

43Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

44Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

45Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

46Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

47Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 263.

48Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб.И доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с. стр. 278.

49Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

50Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

51Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

52Ахмедов Т.И. Гипноз. Новейший справочник. – М.: Изд-во Эксмо,2005. – 608 с. стр. 220.

53Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство«Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастерапсихологии»).

54Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

55С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

56Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

57Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

58Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

59Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

60Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

61Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

62Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

63Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.

 


Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович (ранняя научная статья, до получения окончательного профессионального образования)