ЭФФЕКТИВНОЕ УСКОРЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В условиях современной экономики при ориентации страны на инновации и наукоемкие сферы производства достаточно актуальным может являться необходимость возможности качественного ускоренного потребления информации специалистом в процессе профессиональной деятельности или профессиональной подготовки.

Повышению качества профессиональной подготовки может способствовать оптимизация использования им времени. В качестве средства оптимизации может использоваться: прослушивание аудиокниг в процессе монотонной не требующей достаточного уровня сосредоточения работы или деятельности, развитие скоро чтения, оптимизация работы памяти, самообразование, обучение во сне.

В качестве другого способа оптимизации используемого времени может выступать изучение учебного материала посредством прослушивания изучаемого материала в виде аудиокниг. С целью изучения преимущественно гуманитарного учебного материала и литературы, можно предложить использовать такой, простой на первый взгляд, способ потребления информации как простое прослушивание.

При использовании описанного способа самообразования и саморазвития можно предложить использовать следующий график ускорения воспроизведения аудиокниг. В течение 2х лет от начального 79 слова в минуту (включая предлоги) до 138 слов в минуту (ограничение большинства программ воспроизведения книг), а по достижении приведенного порога и последовательно до 237 слов в минуту (посредством использования программ обработки аудиофайлов). Таким образом, возможно увеличение скорости качественного восприятия текста в 3 раза.

При использовании предложенного плана ускорения восприятия информации при последовательном ускорении от 79 до 138 слов в минуту можно предложить прослушать около 27 книг (объемом от 100 до 1000 книжных страниц, шрифт 10, формат страницы А5). А от 138 до 237 слов в минуту около 54 книг, при последовательном планомерном увеличении скорости воспроизведения.

При этом удобно использовать постепенное ускорение в 3 слова в минуту при прослушивании от книги к книге при увеличении скорости от 79 до 138 слов в минуту, и на 1,5 слова при увеличении скорости воспроизведения от книги к книге от 138 до 237 слов в минуту. В зависимости от возможности человека возможно и большее ускорение качественного восприятия текста или не достижение указанных уровней скорости восприятия текста на слух. В этих случаях необходимо устанавливать скорости воспроизведения исходя из требования полного восприятия и понимания воспроизводимого текста без пропусков.

Способ самообразования посредством прослушивания аудиокниг может быть достаточно актуальным в связи с наличием в жизни многих людей достаточно большого объема времени, ежедневно затрачиваемого на дорогу, приготовление и приема пищи, и другие монотонные дела, не требующие высокого уровня сосредоточения.

Достаточно актуальным этот способ может быть в среде профессий требующих регулярного отслеживания изменений в нормативных документах и журналах.

Для эффективного сохранения информации после изучения, ее необходимо повторять (Зинченко Т.П., Смирнов А., Бэддели А.). При использовании прослушивания аудиокниг в качестве способа повторения можно предложить изучение в течение достаточно продолжительного времени подборки книг на одну и ту же тему. При этом за счет повторения основ изучаемой темы в каждой книге будет осуществляться не едино разовое обращение к изученному материалу в различных лексических стилях изложения. Благодаря этому будет происходить повторение наиболее важного и основополагающего материала по рассматриваемой проблеме. Остальной материал, всегда в процессе профессиональной деятельности можно будет посмотреть в справочнике.

При таком подходе будет приобретаться разносторонний взгляд на изучаемую проблему и рассматриваться мнения различных авторов, что может уменьшить вероятность получения некачественной или спорной информации.

Описанный способ самообразования может быть достаточно актуальным и в процессе использования при дистанционной форме образования e-learning,

В условиях глобализации экономики и повышения миграции, а также ускорения увеличения общего объема информации и как следствие увеличение информации необходимой для профессиональной деятельности достаточно актуальной проблемой может быть необходимость владения человеком несколькими иностранными языками.

Анализ географических данных позволил предложить следующую последовательность изучения языков в порядке убывания численности носителей языка: Китайский (Мандарин), Индийский (Хинди), Английский, Испанский, Арабский, Русский, Бенгали, Португальский, Малайско-индонезийский, Японский, Немецкий, Французский, Персидский. На этих языках говорит или понимает их практически вся планета. Приведенная подборка языков  обладает и наиболее обширной географией захватывающей всю планету. Таким образом, человек, владеющий этими языками, мог бы наиболее полно охватить весь объем знаний необходимых в той или иной деятельности, которые имеются на планете. Очередность изучения языков может меняться в связи с политическими и историческими причинами. Например, очевидно, что при изучении иностранных языков надо начинать с Английского, поскольку он является де-факто интернациональным языков в различных областях в том числе и в сфере информационных технологий.

В качестве одного из способов оптимизации использования времени может выступать активное использование обучения во сне. Такая форма обучения позволяет задействовать для профессиональной подготовки временные ресурсы, обычно упускаемые из учебного процесса. Использование этих ресурсов может позволить освободить время для отдыха или на профессиональную деятельность.

Ограниченность времени не позволяет изучать все эти языки одновременно. Одновременное изучение такого количества языков ведется достаточно сложным в связи с необходимостью регулярного повторения изученного, что может происходить без приложения дополнительных усилий и прикладывания дополнительных временных затрат только в случае его использования. Поэтому в качестве стратегии изучения языков можно порекомендовать изучить один иностранный язык на таком высоком уровне, чтобы было возможно чтение книг, прослушивание аудио спектаклей и просмотр фильмов на этом языке. После чего необходимо в равных долях читать книги на родном языке и изученном иностранном. Только после этого можно переходить к изучению следующего языка. В этом случае изученные языки не будут забываться в результате регулярного их использования. При этом изучение нового языка должно проходить достаточно интенсивно, чтобы поскорее перейти к чтению иностранных книг без использования словаря, чтобы обеспечить необходимое повторение иностранных слов в процессе использования без дополнительных временных затрат.

В качестве одного из способов изучения иностранных языков можно предложить изучение иностранных слов в процессе засыпания и в течение ночи. Такой способ позволяет оптимизировать использование времени. Позволяет привлечь для обучения время, которое обычно не используется, например, в те дни, когда человек не может долго заснуть. Вопрос об эффективности обучения во сне является спорным, однако обучающий эффект когда человек еще не заснул очевидно присутствует. Аудиозапись можно рекомендовать включать на всю ночь.

Для использования в процессе такой формы обучения  можно предложить записи содержащие воспроизведение иностранного слова, фразы или предложения и соответствующего ему перевода на известном человеку языке. При этом одну единицу информации можно воспроизводить несколько раз.

Слова можно порекомендовать разделять короткими временными промежутками. Вначале можно порекомендовать воспроизводить слово на иностранном языке, потом перевод, потом опять слово на иностранном языке, потом второй перевод и т.д., после чего воспроизводить опять слово на иностранном языке. Первое и последнее слова на иностранном языке можно предложить воспроизводить на записи несколько раз, например 3-4  раза.

 

Автор: магистр психологии, к.п.н. Румянцев С.А. (Сергей Александрович)

Эффективное ускорение потребления социально-гуманитарной информации Пе-чатная Культурное и историческое наследие в образовании и науке. Материалы VIII Международной научно-методической конференции /под редакцией профессора Андреева А.Н. - Пенза: Изд-во Пензенского филиала РГУИТП, 2012, - 244 с. С. 136-140.