Воспитание профессионалов в процессе использования им инновационных технологий самообучения и саморазвития


Воспитание профессионалов в процессе использования им инновационных технологий самообучения и саморазвития

 
В условиях современной экономики достаточно актуальной может быть проблема использования инновационных технологий в процессе самообучения и самообразования. Саморазвитие и самообразование также может являться частью e-learning. Кроме того в организационной среде может присутствовать нехватка специально подготовленных педагогических кадров, особенно в малых предприятиях. Таким образом саморазвитие и самообразование может выступать на первый план, при необходимости получения документа об образовании в составе e-learning. В качестве таких инновационных технологий обучения могут выступать специальные программные средства, новые способы, методы и алгоритмы самообразования и саморазвития, охват не используемого раньше в процессе подготовки времени, оптимизация использования времени. В условиях глобализации экономики и повышения миграции, а также ускорения увеличения общего объема информации и как следствие увеличение информации необходимой для профессиональной деятельности достаточно актуальной проблемой может быть необходимость владения человеком нескольких иностранных языков.

Анализ ряда разнящихся данных позволил выделить и предложить для самостоятельного изучения примерную следующую подборку языков в процессе убывания численности населения носителей: Китайский (Мандарин), Индийский (Хинди), Английский, Испанский, Арабский, Русский, Бенгали, Португальский, Малайско-индонезийский, Японский, Немецкий, Французский, Персидский. При этом на этих языках возможно говорит или понимает его большая часть населения планеты. Приведенная подборка вероятно обладает и наиболее обширной географией захватывающей всю почти планету. Таким образом, человек, владеющий этими языками мог бы наиболее полно и разносторонне охватить весь объем научного и необходимого в той или иной деятельности знания планеты. Предложенный список языков можно предложить изучать одновременно последовательно по географическому признаку в связи с выраженным заимствованием слов и тем самым упрощения процесса обучения языков в последовательности: Португальский, Испанский, Французский, Английский, Немецкий, Русский, Арабский, Персидский, Индийский (Хинди), Бенгальский, Китайский (Мандарин), Японский, Малайско-Индонезийский. Приведенная последовательность образует на планете в некоторой степени непрерывную кривую линию местоположения носителей языков и может позволить наиболее полно использовать особенности заимствования слов при переходе от одного языка к другому. То есть слова похожие, соответствующие по содержанию уже известные из других языков могут способствовать запоминанию новых слов из вновь изучаемой подборки слов для конкретного языка.

Изучать приведенные языки можно предложить одновременно последовательно. То есть изучается набор слов для одного языка, потом этот же набор слов для другого и так далее в приведенной выше последовательности по географическому признаку. Аналогично можно предложить изучать и грамматику языков. В результате сравнение словоформ и грамматики различных языков может способствовать их запоминанию.

При изучении языков достаточно эффективным может быть способ, когда для каждого слова представляется яркий образ в виде представляемой картинки или изображения идентифицирующей слово, его написание, язык в виде отдельных элементов в едином образе. Подобный образ может состоять из следующих элементов: в центре образа активный образ отображающий перевод слова, ниже надпись идентифицирующая слово, ниже перевод на русском (или языке которым владеет человек), в правом углу образ и соответствующая надпись идентифицирующая язык. Фон образа можно предложить использовать единообразный для каждого отдельного языка. Подобные картинки могут иметься и в печатном варианте, а могут использоваться только в воображении.

Достаточно эффективным и экономящим время может быть метод обучения в процессе засыпания и в течение ночи, что позволяет оптимизировать ночное время когда человек не находится в состоянии сна. Вопрос об эффективности обучения во сне, может быть спорным, однако обучающий эффект, когда человек еще не заснул, а находится в барствующем состоянии или же не может заснуть может наблюдаться. При этом запись должна проигрываться всю ночь. Можно предложить также включать вторую запись с другого воспроизводящего устройства, идентифицирующую язык обучение которому производится или же объединение этих записей в одну. Язык может идентифицироваться посредством воспроизведения названия языка, специальной соответствующей музыки или другим способом.

Для использования в процессе такой формы обучения можно предложить записи содержащие воспроизведение иностранного слова, фразы или предложения и соответственно его перевода на известном человеку языке. При этом одну единицу информации можно предложить воспроизводить несколько раз (для каждого слова, фразы или предложения).

Слова, фразы и предложения можно предложить подбирать позитивные настраивающие на здоровье, успех и избегать воспроизведения слов, фраз и предложений, негативно настраивающих человека. Таким образом, можно добиваться не только некоторого обучающего эффекта, но и положительного настроя и внушений.

Для эффективного сохранения информации в памяти человека после изучения ее может быть необходимо повторять. Изученные слова также могут требовать повторений, если не достаточно используются в повседневной деятельности. Повторения с использованием определенной схемы повторений для каждой подборки слов может способствовать эффективному сохранению слов в памяти.

Повышению эффективности самообучения может способствовать специальное программное обеспечение, объединяющее функции изучения, чтения и скорочтения на иностранных языках, контроль за своевременным повторением подборок изученной информации (например групп слов).

В качестве способа изучения иностранных языков можно предложить использование специальных брелков содержащих печатную информацию, носимые собой и используемые (изучаемые) в свободные секунды в течении дня. Использование приведенного способа может повысить качество запоминания в связи с увеличением временных рамок обучения.

Помимо владения иностранными языками достаточно актуальным для специалистов в организационной среде на сегодняшний момент, может быть владение человеком основ программирования, в связи с все большей информатизацией общества и внедрением элементов информационных технологий в обыденную и профессиональную деятельность.

Проблемой практически применимого овладения основам программирования в достаточном объеме может быть наличие большого числа используемых языков программирования. В качестве возможного решения этой проблемы можно предложить выбор наиболее сложного языка программирования, включающего в себя большую часть всех структурных элементов используемых в современных языках программирования. В качестве такого - основного языка программирования можно предложить использовать С++.

После изучения этого языка и овладения им на определенном необходимом уровне может быть необходимо провести обзор-сравнение этого языка с другими несколькими наиболее используемыми языками программирования с приведением примеров и необходимых обобщений. Изучение рынка предложений работодателей позволило выделить следующий примерный список языков программирования и их элементов применимый для такого обзора – сравнений (в порядке убывания предложений, в скобках примерная условная встречаемость в баллах): С и С++ (679), платформа .Net (354), Java (289), SQL (249), PHP (180), HTML (165), Delphi (112), технология com (88), JavaScript (71), CSS (45), технология Flash (54), Perl (44), технология ASP (37), VBA (22), VB (19). Приведенный список может меняться, поэтому ответственным лицам, самообучающимся или преподавателям можно предложить отслеживать изменения предложений работодателей с целью оптимизации практикоориентированности процесса образования.

Для каждого языка можно предложить использовать свой набор переработанных и известных человеку материалов и исходных текстов.

В качестве средства обучения можно предложить использовать для каждого изучаемого языка отельный достаточно большой проект и с постепенным его усложнением в процессе изучения новых языковых структур.

В связи с информатизацией общества, достаточно необходимым навыком для специалиста может являться навык «слепого», скоростного, десятипальцевого метода набора на клавиатуре. Анализ работы памяти человека может позволить предложить следующие рекомендации и алгоритм по изучению десятипальцевого метода (и примерные временные затраты для каждой отдельной раскладки клавиатуры): 1) изучить положение и функцию клавиш используемых для каждого пальца руки (30 минут); 2) полностью отказаться от возможности смотреть на клавиатуру, начать набирать любой текст, контролируя набор в окне редактора смотря на монитор компьютера. (4 часа). Первые слова и предложения могут даваться достаточно тяжело, а впоследствии набор текста может перейти на уровень автоматизма. Возможно последовательное изучение и русской и английской раскладки клавиатуры и их одновременное использование для текста содержащего и русские и слова на иностранном языке.

Для эффективного сохранения информации после изучения ее необходимо повторять (Зинченко Т.П., Смирнов А., Бэддели А.). В качестве способа повторения можно предложить изучение в течение достаточно продолжительного времени подборки книг на одну и туже тему. При этом за счет повторения основ изучаемой темы из книги в книгу будет осуществляться не единоразовое обращение к изученному материалу и как следствие его повторение, кроме того будет приобретаться разносторонний взгляд на изучаемый вопрос. Такой способ повторений может являться актуальным в связи с тем, что материалы представленные в литературе на одну тему по содержанию могут пересекаться и повторяться. При изучении же материалов, не повторяющихся при переходе от одного источника к другому возможно использование других более подходящих способов повторения.

Актуальной на сегодняшний день может являться проблема зависимости от компьютерных игр. В качестве варианта решения проблемы неэффективного расходования времени в процессе компьютерных игр, можно предложить такой способ потребления информации, как прослушивание аудиокниг. Человек, если ему позволяет уровень развития, в процессе некоторых игр, не захватывающих достаточно внимание играющего, может слушать и запоминать информацию передаваемую по аудиоканалу. При этом игры можно предложить рекомендовать отвечающие следующим требованиям: во время игры не должно быть необходимости думать или много думать над маршрутом продвижения или стратегией (подходят гонки, симулятор и подобные, требующие навыка, не требующие анализа игровой ситуации игры). Подобных игр достаточно много и их можно отбирать в зависимости от стоящей задачи самообразования.

Последовательное самообразование в процессе игры в этом случае может приводить к повышению уровня образования и уровня развития интеллекта играющего, что в перспективе может привести к частичному или полному отказу от компьютерных игр в связи с возможным приобретением желания использования более серьезной мозговой деятельности. Как вариант, человек может продолжать играть, но время при этом будет расходоваться более эффективно, в результате может повышаться интеллектуальный потенциал общества. С другой стороны для наименее мотивированной части населения и не имеющих зависимости от компьютерных игр, игра с обучением (прослушиванием аудиокниг) может быть достаточно привлекательным способом обучения и самообразования. Однако при использовании такой формы обучения необходимо обратить внимание на последующий контроль знаний, чтобы присутствовала у играющего установка на запоминание.

Приведенные рекомендации могут повысить качество профессионализма сотрудников в современной организации.

 


Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович


Пенза, ГОУ ВПО «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства»