Особенности использования алгоритмов изучения учебного материала при обучении старшеклассников с особыми образовательными запросами

 При обучении старшеклассников с особыми образовательными запросами важную роль играет коррекционная работа над самообразованием старшеклассников.

 Особые образовательные запросы могут выражаться как в повышенных требованиях к качеству образования при подготовке к экзаменам в высшие учебные заведения, так и в получении знаний, навыков и умений выходящих за рамки школьной программы (обучение коммуникации, общению с противоположным полом, спортивные достижения).

 Недостаточная возможность достижения этих целей при образовании в школе может привести к повышению нагрузки на самостоятельную работу старшеклассников. При этом с целью коррекции процесса самообразования педагогами, родителями, самими старшеклассниками можно предложить использовать бланки самоконтроля по различным направлениям обучения. Бланки скрепляются вместе и образуют единое средство самоконтроля образования и действий во всех, выбранных сферах жизнедеятельности.

 Областями такого самообразования и действий могут являться например:

 Религиозное образование.

 Здоровье. Оздоровление.

 Спорт.

 Обучение общению с противоположным полом. Сексуальное образование.

 Обучение коммуникации и общению.

 Научная работа в выбранном направлении.

 Будущая работа.

 Бизнес обучение.

 Развитие других необходимых и интересующих старшеклассника навыков.

 Образование в школе. Самообразования в других областях знания и др.

 По каждому из перечисленных направлений создается отдельный бланк самоконтроля. В бланке самоконтроля прописываются задания, цели, способы достижения целей и другая информация необходимая для коррекции процесса самообразования и самообучения. Во время работы в бланках делаются пометки о проделанной работе, отмечаются пожелания на будущее, прописываются новые задания, вносятся изменения в бланк, которые должны будут отразиться в следующей редакции бланков самоконтроля.

 Например, в бланках по перечисленным направлениям могут присутствовать следующие таблицы и алгоритмы изучения учебного материала:

 Религиозное образование: алгоритмы и таблицы самоконтроля по изучению писаний и религиозных текстов, контролю за пропагандой выбранного религиозного направления и др.

 Здоровье. Оздоровление: алгоритмы и таблицы самоконтроля по изучению литературы по оздоровлению; по контролю за приемом лекарств или проведения медицинских процедур, профилактических мер, регулярной проверке на предмет наличия возможных болезней; контролю за соблюдением гигиены; по работе с различными техниками оздоровления (закаливание, диеты, физкультура, медитации и др.).

 Спорт: алгоритмы и таблицы самоконтроля по изучению спортивной литературы, выполнению спортивных упражнений, подготовке к квалификационным экзаменам и соревнованиям, отслеживанию частоты пульса и др.

 Обучение общению с противоположным полом. Сексуальное образование: алгоритмы изучения и таблицы самоконтроля по изучению литературы по выбранным вопросам; изучение техник секса, по воздействию на объектов сексуального влечения (список предпринимаемых действий).

 Обучение коммуникации и общению: по изучению литературы, тренировки навыков коммуникации. На этом бланке может размещаться дневник ошибок и коррекции ошибок эффективной коммуникации. Таблицы контроля по изучению тех или иных коммуникативных техник.

 Научная работа в выбранном направлении: по изучению литературы по выбранному научному направлению, проведению научной работы в лабораториях школы и учреждений дополнительного образования и др.

 Будущая работа: по контролю за получением навыков которые могут понадобится на будущей работе.

 Бизнес обучение: по изучению бизнес литературы, созданию и планированию реализации идей и др.

 Развитие других необходимых и интересующих старшеклассника навыков: алгоритмы и таблицы контроля за развитием навыков выбранных и необходимых старшекласснику направлений.

 Образование в школе. Самообразования в других областях знания: таблицы самоконтроля и алгоритмы изучения предметов, которые входят в школьную программу а также других областей знания, выбранных старшеклассником и не вошедших в другие бланки самоконтроля.

 С целью соблюдения необходимого соотношения теории и практики все алгоритмы изучения и таблицы самоконтроля разделяются на следующие 5 категорий:

 Общая теория по выбранному направлению.

 Теория которая может понадобиться в ближайшее время.

 Теория которая необходима для достижения определенной практической цели во время практики.

 Улучшение и тренировка навыков и умений.

 Собственно практическая деятельность.

 Такие бланки удобно иметь в электронном варианте и, своевременно внося изменения, печатать их на компьютерной технике.

 Бланки составляются на каждый день, своевременно, вечером.

 Целесообразно в таких средствах самоконтроля выделять странички для записей появившихся важных мыслей, описания интересных произошедших случаев в течение дня, пометок на память и др. если это требуется человеку.

 Повышения качества самоконтроля можно добиться используя компьютерную технику (ноутбуки, карманные компьютеры), позволяющую автоматизировать вычисление времени, процента времени от выбранного, необходимого на выполнение того или иного задания, вычисление статистики, способствующей повышению уровня самоконтроля. При этом можно использовать приложения Microsoft Office либо специально написанные программные приложения.

 С целью создания дополнительного стимула, мотивации и эмоционального настроя на работу на описанных бланках можно предложить размещать дополнительные элементы: бросающиеся в глаза фразы и афоризмы, побуждающие к энергичному действию, советы, картинки. Например, на бланках по спортивному образованию можно в виде фонового рисунка поместить эмблему спортивной школы или направления, изображения победителей с наградами или знаменитых спортсменов; на бланках по бизнес обучению можно поместить изображения денег и драгоценностей и т.п.

 Такие бланки самоконтроля и алгоритмы изучения учебного материала могут повысить качество периодичности выполнения заданий, повышают уровень самоконтроля, качество коррекции поведения, последовательность достижения образовательных и жизненных целей человеком.

Литература:

 

    
  1. 

     «Большой толковый психологический словарь» Артур Ребер ВЕЧЕ АСТ Москва 2000. 

  2. 
  3. 

     «Как улучшить память» автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ 2002год. 

  4. 
  5. 

     «Педагогика» под ред. П.И.Пидкасистого. Педагогическое общество России Москва 2000. 

  6. 
  7. 

     «Педагогический энциклопедический словарь» Главный редактор Б.М.Бим-Бад. НАУЧНОЕ ИЗДАТКЛЬСТВО «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» Москва 2002. 

  8. 
  9. 

     Алдер Герри «Практик эффективного использования времени» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. 

  10. 
  11. 

     Басова Н.В. «Педагогика и практическая психология» «Феникс» Ростов-на-Дону 2000. 

  12. 
  13. 

     Богосиан Джон Арденн «Развитие памяти для «чайников»» ДИАЛЕКТИКА Москва, С-П, Киев 2003. 

  14. 
  15. 

     Бордовская Н.В., А.А.Реан «Педагогика. Учебник для вузов» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2001. 

  16. 
  17. 

     Бьюзен Тони «Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003. 

  18. 
  19. 

     Бьюзен Тони «Учебник быстрого чтения» ПОПУРИ Минск 2001. 

  20. 
  21. 

     Бэддели Алан «Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию» ЭКСМО-ПРЕСС 2001. 

  22. 
  23. 

     Карнеги Д.. «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить.» 1994,Москва ОНИКС. 

  24. 
  25. 

     Кехо Джон «Подсознание может все» Минск ПОПУРИ 2002. 

  26. 
  27. 

     Коуплан Рейчел «Гипноз практическое руководство» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2001. 

  28. 
  29. 

     Лапп Даниэль «Улучшаем память в любом возрасте» Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. 

  30. 
  31. 

     Микалко Майкл «Тренинг интеллекта» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2001. 

  32. 
  33. 

     Микалко Майкл «Тренинг интуиции» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2001. 

  34. 
  35. 

     Минько Э.В., А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение» » Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР 2003. 

  36. 
  37. 

     Михайлов Сергей «Скорочтение. Шаманство над книгой» Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. 

  38. 
  39. 

     Немов Р.С. «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . 

  40. 
  41. 

     Острандер Шейла, Линн Шредер, Ненси Острандер «Суперобучение 2000. Новейшие способы ускоренного обучения, которые принесут вам успех в XXI веке» ПОПУРИ Минск 2002. 

  42. 
  43. 

     Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ 2002. 

  44. 
  45. 

     Петрашевский А.В., М.Г.Ярошевский «Психология» 2-е издание, стериотипное Москва АСАДЕМА 2000. 

  46. 
  47. 

     Подласый И.П. «Педагогика» Москва ВЛАДИС 2000. 

  48. 
  49. 

     Радугина А.А. «Психология и педагогика» Москва 2002 издательство ЦЕНТР. 

  50. 
  51. 

     Реан А.А., Н.В.Бордовская, С,И.Розум «Психология и педагогика» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2000. 

  52. 
  53. 

     Роббинс Энтони «Беспредельная власть. Как добиться вершин личных достижений» Минск ПОПУРИ 2000. 

  54. 
  55. 

     Рогов Е.И. «Общая психология курс лекций» Москва ВЛАДИС 2001. 

  56. 
  57. 

     Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. 

  58. 
  59. 

     Сластенин В.А., В.П.Каширин «Психология и педагогика» Москва АСАДЕМА 2001. 

  60. 
  61. 

     Харламов И.Ф. «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год. 

  62. 
  63. 

     Хенкок Джонатан «Самоучитель по развитию памяти» Эксмо-пресс 2002. 

  64. 
  65. 

     Херман Дуглас, Майкл Грюнберг «Язык памяти» Эксмо-пресс 2002. 

  66. 
  67. 

     Шилин А. «Как научиться быстро читать» Минск,Харвест 1999. 

 


Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
Особенности использования алгоритмов изучения учебного материала при обучении старшеклассников с особыми образовательными запросами 
(статья) Пе-чат-ная Школа и социокультурная среда: достижения и перспективы: Материалы областной научно-практической конференции (Пенза, 2006 г.). Часть 2 –  Пенза: ИПКиПРО, 2006. – С. 22-26.

Источник: Школа и социокультурная среда: достижения и перспективы: Материалы областной научно-практической конференции (Пенза, 2006 г.). Часть 2 –  Пенза: ИПКиПРО, 2006. – С. 22-26.


Return
Aug 12, 2018 Category: Статьи по алгоритмизации изучения Posted by: fjhsartyh